ВНИМАНИЕ! Компания «РЕМКАС» переехала в новый офис! Подробности по ссылке: http://www.remkas.ru/pereezd/
Головной сервисный центр ККТ «Меркурий»
Тел.:
(495) 649-59-33 (495) 638-51-91 (495) 221-92-42
QR-код
(увеличить)

Маркировка – движение вверх

Новые правила продажи маркированной продукции

Контроль маркируемого товара
до его включения в кассовый чек

Параметры контроля при продаже
маркированной продукции

Индикаторы риска и их предельные значения

Запрет и приостановка реализации
маркированной продукции

Что нужно сделать для выполнения новых требований

 

Контроль маркированного товара до его включения в кассовый чек

Контроль за реализацией маркированной продукции переходит на новый уровень. Теперь валидация отсканированного кода маркировки будет проводиться не только в фискальном накопителе и Честном знаке, но и в самой кассовой программе – на уровне верхнего ПО,– до включения отсканированного товара в позицию в кассового чека.

Вызвано это тем, что, как известно, до 2030 года действует мораторий на плановые проверки предприятий розничной торговли (Постановление Правительства РФ от 10.03.22 N336). Для того чтобы сохранить контроль над разницей, с одной стороны, расширяется список категорий товаров, подлежащих обязательной маркировке, а, с другой стороны, контроль кодов маркировки при выводе из оборота на кассе переводится в онлайн-режим. Такой механизм позволяет не только контролировать движение маркированной продукции, но и предупреждать продавцов о нарушениях и буквально не допускать ее розничную продажу (запрет или приостановка реализации), отчего такой режим и был назван разрешающим.

Введение новых требований логично вписывается в реформу контрольно-надзорной деятельности, направленную на замещение контрольных мероприятий на профилактические,- с конечной целью не наказать за нарушение, а предупредить его, замещающую принципы «палочной» системы на риск-ориентированный подход к организации и осуществления государственного надзора. О ее начале мы писали на страничке ФНС возобновляет проверки применения ККТ.

Параметры контроля при продаже маркированной продукции

Количество контролируемых параметров кода маркировки (КМ) зависит от категории маркированной продукции, но в любом случае проверяется, был ли вообще этот КМ выпущен и нанесен на товар, введен ли он в оборот и не выведен ли уже из оборота. Контроль осуществляется на основании сведений из ГИС МТ, подробности можно узнать в постановлении Правительства от 21.11.2023 №1944. Здесь же, для примера, рассмотрим, что и как контролируется при розничной реализации молочной продукции, подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2020 г. N 2099.

Онлайн-проверка молочной продукции проводится по следующим критериям:

  • наличие в ГИС МТ сведений о маркировке товара;
  • товар введен в оборот;
  • товар еще не выведен из оборота;
  • не истек срок годности товара;
  • код проверки корректен;
  • товар не запрещен к реализации.

На онлайн-проверку каждого КМ отводится определенное время, превышение которого позволяет реализовать товар без проведения проверки – в этом случае запрет розничной продажи не действует, если офлайн-проверка не требуется. Превышение времени ожидания ответа может произойти по техническим причинам на месте реализации или в сети Интернет, в т.ч. на стороне ГИС МТ, поэтому приняты специальные меры для получения быстрого ответа на запрос кассового ПО  и идентификации продавца.

В настройках можно выбрать режим работы, в котором кассир будет самостоятельно принимать решение о продаже товара без проведения проверки КМ или с отрицательным результатом проверки по одному из критериев. Однако надо иметь в виду, что каждый такой факт продажи оставляет в системе след и попадет в статистику нарушений обязательных требований, и, начиная с 01.09.2024 – за исключением крупных сетей – для них еще раньше, ежемесячно в системе будет подводиться итог работы продавца маркированной продукции с возможными последствиями, о которых ниже. Онлайн-контроль ввода товара в оборот вводится позже – с 01.04.2025г.

На кассах самообслуживания, естественно, покупатель не может от имени продавца принимать решение о продаже товара с нарушением обязательных требований. В этом случае начиная с 1 сентября 2024г невозможно будет реализовать маркированную продукцию без полной валидации КМ по всем критериям. Исключение – официальное введение аварийного режима на ГИС МТ.

Последний из перечисленных выше критериев, а именно запрет или приостановка реализации товара, с 01.03.2025г будет проверяться и в режиме офлайн, т.е. даже при отсутствии связи с ГИС МТ и в аварийном режиме.

Индикаторы риска и их предельные значения

Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при продаже маркированной продукции утвержден приказом Роспотребнадзора от 12.09.2023 №635. Критерии и предельные значения объема нарушений для молочной продукции за месяц, превышение которых приводит к срабатыванию индикатора риска, следующие:

  • в ГИС МТ отсутствуют сведения о маркировке товара – более среднего по РФ на один объект;
  • товар не введен в оборот – 25%;
  • товар уже выведен из оборота – 25%;
  • истек срок годности товара – 5%.

При срабатывании одного из индикаторов риска, т.е превышении предельно допустимой доли отрицательных результатов проверки КМ по одному из критериев в течение календарного месяца, назначается внеплановая проверка.

Посмотреть свою статистику отклонений по чекам с разрешительным режимом можно на сайте Честного Знака.

Запрет и приостановка реализации маркированной продукции

Упомянутым выше постановлением №1944 Правительство РФ утвердило правила применения запрета на реализацию запрещенной или приостановленной в реализации маркированной продукции. Запрет может быть наложен как на отдельные товары, введенные в систему поштучно, так и на целые партии товаров, введенные в систему не по отдельной единице товара.

Для выполнения этого требования кассовое ПО продавца маркированной продукции должно сформировать и регулярно обновлять базу данных кодов идентификации в отношении товаров, оборот которых запрещен или приостановлен по решению органов государственного контроля.

По сути это «черный» список маркированной продукции, розничная реализация которой начиная с 1 марта 2025 года должна блокироваться на всех кассах в любом случае,– даже если в момент продажи невозможно в течение установленного времени отправить запрос и получить ответ от ГИС МТ.

Что нужно сделать для выполнения новых требований

  1. Обновить кассовое ПО и настроить подключение к ГИС МТ;
  2. Обновить прошивку ККТ и перерегистрировать ее на ФФД 1.2;
  3. Получить в ЧЗ токен и ввести его в кассовое ПО или автономную ККТ;
  4. Выбрать режим работы с ГИС МТ;
  5. Проинструктировать кассиров о новом порядке работы с маркированной продукцией.

На данный момент новые правила и нормы, приведенные в отношении молочной продукции, действуют также в отношении следующих категорий:

  • БАДы;
  • безалкогольные напитки и соки;
  • духи и туалетная вода;
  • обувные товары;
  • парфюмерно-косметическая продукция;
  • пиво и отдельные виды слабоалкогольных напитков;
  • табачная продукция;
  • товары легкой промышленности;
  • упакованная вода;
  • фототовары;
  • шины.

Каждая категория имеет свой перечень контролируемых критериев, дату начала введения контроля розничной продажи в режиме реального времени и предельные значения доли нарушений по каждому критерию, при превышении которых срабатывают индикаторы риска. Подробнее в постановлении Правительства РФ от 21.11.2023 №1944 и приказе Роспотребнадзора от 12.09.2023 №635.

В планах распространение указанных требований на следующие категории:

  • ветеринарные препараты;
  • игры и игрушки для детей;
  • консервированная продукция;
  • корма для животных;
  • медицинские изделия;
  • моторные масла;
  • оптоволокно и оптоволоконная продукция;
  • радиоэлектронная продукция;
  • растительные масла;
  • строительные материалы;
  • и др.

 

Другие полезные материалы о ККТ:

Прокачай Меркурий. Новая прошивка - новые возможности

Что такое встречное предоставление в ККТ

Мы будем бить теперь по-новому.   Новые правила оформления кассовых чеков коррекции

Рейтинг портативной ККТ.   Авансы, предоплаты, постоплаты на различных кассах

ККТ для агентов   Какие кассы нужны агентам. Реквизиты агента в кассовом чеке

 

Замена фискального накопителя Ремонт ККТ Замена прошивки ККТ Техподдержка ККТ Подключение к ОФД Такском Настройка и регистрация ККТ Выпуск сертификата КЭП