Реформа электронной подписи с МЧД
Создание МЧД в интерактивном сервисе ФНС
Какие сертификаты КЭП использовать в переходный период
Очередная реформа электронной подписи в России приходится на ее 20-летний юбилей (не России, конечно, а электронной подписи, первый закон о которой был подписан в 2002 году). Целью реформы является расширение применения электронных подписей юридическими и физическими лицами, а также – избежать мошенничества в этой сфере. О начале реформы в сфере электронной подписи мы писали год назад на страничке Где получить электронную подпись в 2022 году.
Задача настолько сложна и амбициозна, что приходится растягивать переходный период, в течение которого предусматривается возможность подписывать электронные документы по старинке, используя только один сертификат КЭП, а также уже по-новому, с возможностью применения машиночитаемой доверенности (МЧД). Для одних участников этого процесса удлинение переходного периода является благом,- есть время «отполировать» нормативную документацию применения МЧД, построить на этой основе сервисы выпуска и управления МЧД; также продлевается срок применении сертификатов, выданных коммерческими удостоверяющими центами (АУЦ), срок действия которых «заступал» за предыдущий срок окончания переходного периода.
Другим лицам, применяющим КЭП, придется проявить креативность и освоить новые технологии, чтобы их дело не пострадало в период проведения реформы электронной подписи.
Зачем нужна МЧД
На начало 2023 года требование об использовании исключительно электронных доверенностей в рамках электронного документооборота налоговых органов с уполномоченными представителями отсутствует.
До 1 сентября 2023 года электронные документы можно подписывать КЭП сотрудника, полномочия которого указаны в сертификате, например:
- для регистрации онлайн-кассы в ФНС
- для сдачи отчетности через интернет в государственные органы: ИФНС, ПФР, ФСС, Росстат, РПН, ЦБ РФ, ФСРАР, ФТС и др.
- для работы с ЕГАИС ФСРАР
- для работы в электронных системах, порталах и торговых площадках
- для работы на государственных и муниципальных веб-порталах
Сертификат на сотрудника организации выпускает АУЦ, сертификат принадлежит организации, соответственно ею же может быть и отозван.
К сожалению, АУЦ не имеет возможности выпустить сертификат КЭП на сотрудника индивидуального предпринимателя,- это просто не предусмотрено нормативной документаций, поэтому действовать от имени ИП может только физическое лицо, получившее от ИП машиночитаемую доверенность с соответствующими полномочиями.
Реформа электронной подписи подразумевает, что полномочия будут передаваться от доверителя к представителю через машиночитаемую доверенность, а доверенное лицо будет иметь свою КЭП на физическое лицо, которую он может использовать как в личных целях, так и как представитель доверителя, в т.ч. не одного, посредством МЧД.
В данном случае КЭП будет принадлежать физическому лицу, вместе с правом на ее отзыв. Доверитель же имеет право на внесение изменений в переданные полномочия и на отзыв машиночитаемой доверенности.
Выпустим сертификат физического лица
Выпустим сертификат сотрудника организации
Срок действия МЧД
Срок действия машиночитаемой доверенности теоретически может быть любым.
Нормативная документация требует, чтобы в доверенности был указан период ее действия, но при этом для МЧД никаких ограничений в этом плане нет,- электронная доверенность может действовать и 1 год, и 3 года, и 10 лет, и т.д.
Из этого следует, что срок действия МЧД теоретически может далеко выходить за рамки срока действия сертификата доверителя и представителя, действующих на момент формирования доверенности. Т.е. выпуск нового сертификата КЭП на доверителя или представителя не требует перевыпуска машиночитаемой доверенности, за исключением, возможно, специальных случаев.
Однако каждый сервис, в котором создается МЧД, а таких сервисов, как известно, много, может накладывать свои ограничения на этот реквизит доверенности. К примеру, МЧД, сформированная в сервисе ФНС, не может действовать более 3-х лет.
Перечень полномочий для МЧД
Перечень полномочий МЧД является публичным справочником, размещенным в Единой Системе Нормативной Справочной Информации. Каждый справочник ведет назначенное ведомство.
Доверитель может доверить своему представителю любое или несколько полномочий из справочника определенной категории; в некоторых случаях, например, для нотариата, будет возможно произвольное текстовое выражение полномочий.
Вот некоторые полномочия МЧД из справочника в отношении ККТ, которые устанавливает ФНС https://esnsi.gosuslugi.ru/classifiers?q=фнс&p=1:
- подписывать, представлять и получать от налогового органа документы по регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники;
- подписывать, представлять и получать от налогового органа документы по снятию контрольно-кассовой техники с регистрационного учета;
- подписывать и представлять перечень автоматических устройств для расчетов;
- представлять заявление на получение доступа к Личному кабинету;
- представлять интересы налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами (полные полномочия).
Доверитель в любой момент может отозвать переданные полномочия или изменить их.
Место хранения МЧД
Машиночитаемые доверенности обычно хранятся в сервисе, который их сформировал, но возможны и другие варианты, главное, чтобы они были защищены, а сведения из них были доступны в момент применения сертификата КЭП лицом, на которое выдана МЧД.
Сформировать машиночитаемую доверенность можно во многих сервисах. Это прежде всего операторы электронного документооборота, такие как СБИС, Контур, Такском, Астрал и т.д., где можно передать полномочия, требуемые для работы в этих сервисах. Другие сервисы, например, ОФД Такском, позволяют выпустить доверенность с полномочиями по администрированию ККТ. Эта доверенность передается в ФНС и позволяет доверенному лицу из личного кабинета ОФД подавать и подписывать своей КЭП заявления о регистрации, перерегистрации, снятия с регистрации ККТ.
Некоторые сведения о доверенности в обязательном порядке передаются в информационную систему головного удостоверяющего центра (ГУЦ). Туда же поступают хранятся сведения об отзыве (отмене) доверенности.
Передать полномочия по МЧД можно также на портале Госуслуг. Важно, чтобы доверитель и представитель имели на портале подтвержденную учетную запись.
ФНС предлагает 2 сервиса по выпуску МЧД: во-первых в личном кабинете налогоплательщика, во-вторых в специальном сервисе, о котором будет ниже.
В большинстве случаев МЧД остается в создавшем ее сервисе и применима только для этого электронного сервиса, но можно скачать ее в виде XML-файла, хранить у себя и отправлять вместе с подписанным документом, в том случае, если она содержит УКЭП доверителя.
Судя по информации, озвученной руководителями ответственных ведомств, в дальнейшем на основе технологии блокчейн планируется создать общую инфраструктуру обмена выданными МЧД. Это позволит всем заинтересованным участникам в момент использования доверенности иметь сведения о сфере ее применения, действенности и составе полномочий. По сути, это будет некий ЭДО для МЧД.
Создание МЧД в интерактивном сервисе ФНС
Федеральная налоговая служба России предоставила интерактивный сервис, в котором любое заинтересованное лицо может сформировать электронную доверенность. https://service.nalog.ru/dovel/#/
Сервис от ФНС позволяет не только создавать доверенности в электронной форме, но и проводить проверку уже сформированной МЧД на предмет соответствия ее установленной форме.
Доверителем может выступать юридическое лицо, индивидуальны предприниматель, а также иностранная организация, зарегистрированная на территории Российской Федерации.
Представителем может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо.
В этом сервисе полномочия от доверителя к представителю передаются без права передоверия. Такая доверенность может быть предоставлена в налоговые органы после ее подписания действующим сертификатом доверителя.
Применение МЧД в ОФД Такском
В личном кабинете оператора фискальных данных Такском реализована возможность выпуска МЧД для обслуживающей организации – Партнера ОФД Такском и физического лица.
Если ваши кассы обслуживает какая-либо организация – Партнер ОФД Такском, то окно управления каждой ККТ показывает эту организацию следующим образом:
В этом случае прямо в вашем личном кабинете ОФД можно выдать этой организации машиночитаемую доверенность с полномочиями по администрированию вашей ККТ через ОФД. Никакие другие полномочия из ЛК ОФД Такском переданы быть не могут.
Как и положено доверенность будет содержать срок своего действия и сертификат уполномоченного представителя. В любой момент выданную доверенность можно отозвать или отредактировать. Выдать доверенность может как организация, так и индивидуальный предприниматель.
Это позволит доверенному партнеру самостоятельно без вашего участия из своего личного кабинета ОФД подавать в ФНС заявления о регистрации и перерегистрации ваших касс, например, при замене фискального накопителя и в других случаях, не завязываясь на выданную вам в единственном экземпляре цифровую подпись от ФНС.
Также в ОФД Такском реализована возможность посредством МЧД передавать физическому лицу полномочия по администрированию ККТ. Этот функционал полностью соответствует концепции МЧД, изложенной в 476-ФЗ от 27.12.2019 года, поэтому, так же как и в сервисе ФНС, требуется ввести паспортные данные представителя, а также доверителя, если это ИП.
Это позволит индивидуальным предпринимателям, имеющим на все случаи жизни единственную КЭП, уже сейчас передать физическому лицу полномочия по регистрации и перерегистрации своей ККТ из личного кабинета ОФД Такском. Для этих операций на период действия МЧД подпись самого предпринимателя уже не потребуется.
Какие сертификаты КЭП использовать в переходный период
Как известно, переходный период начался 01.03.22, а заканчивается 31.08.23. Период потому и назван переходным, что в течение его можно использовать как традиционный способ подписи электронных документов – одним сертификатом руководителя или сотрудника, так и новый способ подписи посредством МЧД.
Юридические лица подписывают электронные документы:
- Сертификатом руководителя, выданным коммерческим АУЦ или ФНС – до окончания срока действия сертификата. АУЦ прекратили выпуск сертификатов для руководителей с 01.01.22;
- Сертификатом сотрудника организации, выданным коммерческим АУЦ, в пределах полномочий, указанных в сертификате – до окончания срока действия сертификата, но не позднее 31.08.23;
- Сертификатом физлица, выданным коммерческим АУЦ, совместно с МЧД, выданной руководителем организации, в пределах полномочий, указанных в МЧД – начиная с 01.03.22.
Индивидуальные предприниматели подписывают электронные документы:
- Сертификатом ИП, выданным коммерческим АУЦ или ФНС – до окончания срока действия сертификата. АУЦ прекратили выпуск сертификатов для ИП с 01.01.22;
- Сертификатом физлица, выданным коммерческим АУЦ, совместно с МЧД, выданной ИП, в пределах полномочий, указанных в МЧД – начиная с 01.03.22.
Таким образом, мы видим, что достаточно длительный период индивидуальные предприниматели, лишенные возможности выпускать сертификат для своих представителей в коммерческих УЦ, должны будут для каждого из используемых электронных сервисов выпустить МЧД для своих доверенных лиц, либо как-то ухитряться всюду использовать свой единственный сертификат от ФНС. В некоторых случаях это потребует от них проявления недюжинной смекалки и креативности в освоении современных технологий.
Другие полезные материалы о ККТ:
Прокачай Меркурий. Новая прошивка - новые возможности
Что такое встречное предоставление в ККТ
Мы будем бить теперь по-новому. Новые правила оформления кассовых чеков коррекции
Рейтинг портативной ККТ. Авансы, предоплаты, постоплаты на различных кассах
ККТ для агентов Какие кассы нужны агентам. Реквизиты агента в кассовом чеке
Замена фискального накопителя Ремонт ККТ Замена прошивки ККТ Техподдержка ККТ Подключение к ОФД Такском Настройка и регистрация ККТ Выпуск сертификата КЭП